Формирование оценочного обязательства по рекультивации земель в бухгалтерском учете организаций угледобывающей отрасли

Введение

Юридическая ответственность организаций за восстановление нарушенных земель в результате осуществления ими предпринимательской деятельности установлена на законодательном уровне:

·         Закон РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 г.

·         Постановление Правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» № 140 от 23.02.1994 г.

Основными документами бухгалтерского учета (РСБУ, МСФО), регулирующими порядок отражения вышеуказанной ответственности в бухгалтерском учете и отчетности с целью предоставления достоверной информации целевым пользователям, являются:

·         МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».

·         ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н).

Представленная далее информация актуальна для предприятий угледобывающей отрасли с открытым способом добычи. Процесс организации деятельности по добычи угля открытым способом имеет ряд особенностей, которые в свою очередь, приводят к необходимости разработки специальных методов бухгалтерского учета хозяйственных операций по отражению обязательств по рекультивации нарушенных земель. В частности, затраты, связанные с процессом освоения территории согласно полученной лицензии и добычи полезных ископаемых, не формируют актив, а переносятся непосредственно в себестоимость продукции. Однако обязательство по рекультивации земель существует вне зависимости от фактического отсутствия актива.  Возникает вопрос, каким образом формировать оценочное обязательство на рекультивацию земель и как распределять величину оценочного обязательства во времени.

При изложении позиции аудиторов в отношении порядка учета обязательств на рекультивацию земель обоснование будет базироваться в основном на нормах РСБУ. Однако при необходимости более подробного объяснения или при отсутствии соответствующих норм в российском законодательстве будут приведены положения международных стандартов.

Статья.docx

 

← К списку публикаций