О формировании учетной политики в части учета запасов

Позиция аудиторов на аспекты, не раскрывающиеся в Учетной политике предприятия.

 

Аудиторы обращают внимание на аспекты, которые, как правило, не раскрываются в Учетной политике предприятия, но могут оказывать существенное влияние на результаты его деятельности.
По нашему мнению, в учетных политиках в части учета материалов, подлежит обязательному раскрытию следующая информация:

1. Объект учета: что Общество принимает в качестве единицы бухгалтерского учета МПЗ.

Согласно п.3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
Как правило, по умолчанию предприятиями в качестве единицы МПЗ используется номенклатурный номер, но в ситуации множественного выбора, установление объекта учета является элементом учетной политики и должно найти в ней свое отражение.

2. Конкретизация определения средней цены.
Списание МПЗ по средней цене является наиболее распространенным способом списания. Однако предприятия не всегда конкретизируют, какой способ расчета средней используется: среднескользящая или средневзвешенная.
Различный подход к расчету средней цены оказывает различное влияние на финансовый результат. Чем дороже используемая номенклатура и чем больше ее период оборота, тем сильнее это влияние.
В стандартных настройках 1С, например, при списании в текущем времени используется срендескользящая оценка, а при выполнении операции закрытие месяца осуществляется пересчет по средневзвешенной. Но при этом много зависит от того, каким образом настроена операция закрытие месяца и используется ли она предприятием в полном объеме, либо применяется частично не по всем счетам.
Выбор порядка расчета средней цены является элементом учетной политики.

3. Конкретизация периметра расчета средней цены (в целом по предприятию, в разрезе складов, МОЛ и т.п.)
Не является предметом жесткой регламентации в законодательстве периметр расчета средней стоимости при списании МПЗ. По этому поводу существуют различные мнения экспертов. Кто-то убежден, что средняя ценя при списании может быть определена только в целом по предприятию по каждому объекту учета, некоторые эксперты не придерживаются столь жесткой позиции. При этом в практической деятельности структура складского хозяйства может быть сложно-разветвленной и технически расчет средней цены в рамках предприятия либо чрезвычайно сложно  организовать, либо не представляется возможным.
Аудиторы в этой ситуации исходят из того, что, если не существует прямой законодательной нормы, периметр расчета средней цены является элементом учетной политики.
Возможные варианты расчета средней цены при списании МПЗ: в целом по предприятию, в разрезе складов, в разрезе МОЛ, в разрезе складов и МОЛ, иные аналогичные варианты.

4. Конкретизация порядка оценки запасов на конец отчетного периода в части транспортно-заготовительных расходов.
Для неторговых организаций, осуществляющих продажу продукции, норма об обособленном формировании транспортно-заготовительных расходов в ПБУ не предусмотрена. Но при этом, приобретенные МПЗ, в т.ч. классифицируемые как товары, должны отражаться в учете и отчетности по фактической себестоимости, которая, включает в себя и затраты по заготовке и доставке. Конкретизирована ситуация для неторговых организаций в п.227, 228 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (применяется в части, не противоречащей закону О бухгалтерском учете от 6.12.11 №402-ФЗ).
Расходы на продажу по товарам ежемесячно списываются в полном размере в дебет счета учета продаж. В случае, если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением (заготовлением) товаров и доставкой их в организацию, составляет значительный удельный вес в общем объеме выручки от продаж товаров (более десяти процентов), а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т.п.), то допускается пропорциональное распределение указанных расходов между фактической себестоимостью проданных в данном месяце товаров и их остатком на конец месяца. При этом доля, относящаяся на остаток не проданных к концу месяца товаров, остается на счете "Расходы на продажу" и переходит на следующий месяц.
Выбор метода распределения расходов на продажу устанавливается организацией и закрепляется в ее учетной политике.
Обращаем внимание, что метод распределения должен соответствовать фактически применяемому. Необходимо в учетной политике не только определить, метод распределения ТЗР в случае их существенности, но и период оценки существенности. По мнению аудиторов, формировать ТЗР в одном месяце, потому что их величина была в этом месяце существенной и полное списание в другом, потому что величина ТЗР  не является корректным и может привести к искажению отчетности.
Определять необходимость обособленного формирования ТЗР, или ее отсутствие, необходимо на весь год. При этом следует устанавливать:
§ Порядок пересчета;
§ Процедуру соблюдения соответствия распределяемого ТЗР товарно-материальным ценностям*;
§ Порядок отражения ТЗР в отчетности неторговых организаций**

* ТЗР могут относиться не ко всем приобретенным МПЗ. С нашей точки зрения, списание поступивших ТЗР необходимо осуществлять именно на те виды (группы) МПЗ, к которым они относятся и на те счета учета, на которые эти МПЗ отнесены, а не только, например, при списании МПЗ на счета учета затрат.
** Поскольку у неторговых организаций обособленно ТЗР отражается в случае существенности именно для обеспечения достоверности оценки МПЗ, по мнению аудиторов, в этом случае сумма ТЗР в отчетности должна формировать стоимость запасов на конец периода.

5. Порядок проведения инвентаризации.
Необходимость раскрытия информации об особенностях инвентаризации МПЗ обусловлено следующим:
Согласно ст. 11 закона О бухгалтерском учете от 6.12.11 №402-ФЗ при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Трактуя буквально эту статью можно сделать вывод, что в ходе инвентаризации важно только сверить фактическое наличие, т.е. количество, при этом стоимостную оценку можно игнорировать.
Аудиторы считают такой подход противоречащим хозяйственной практике, в т.ч. и потому, что отсутствие при инвентаризации стоимостных показателей не дает полное представление о суммах проинвентаризированного имущества, о размерах ответственности конкретного МОЛ.
Однако в практической деятельности могут возникать ситуации некорректного формирования стоимостной оценки на дату инвентаризации.
Например, при проведении инвентаризации в средних числах месяца стоимость, остатков на складах, сформированная по среднескользящей, составит  одну величину. После операции закрытия месяца, когда пересчет средней произойдет по средневзвешенной, при формировании остатков на складах стоимость на дату проведения инвентаризации может отклоняться от стоимости, сформированной на дату инвентаризации. Такая ситуация не является искажением информации, но требует пояснений.
В связи с чем, аудиторы считают, что учетная политика должна содержать принципы и подходы, используемые предприятием в части стоимостной оценки при проведении инвентаризации.
На наш взгляд, следует указать, по каким складам, МОЛ и т.п. сегментам на основе каких данных принимается стоимостная оценка при инвентаризации, в т.ч. для определения величины недостач/излишков, в случаях, когда она меняется с течением времени.
По нашему мнению, закрепление варианта принимаемой при инвентаризации стоимостной оценки в локальных нормативных актах позволит, снизить риск споров с ФНС об оценке доходов и расходов, образующихся в ходе инвентаризации, а также споров с МОЛ в случае взыскания недостачи.

← К списку публикаций