Обзор Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. №28.

Опубликовано Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

С начала работы по государственной кадастровой оценке земель в Российской Федерации вопросы определения кадастровой стоимости земельных участков являлись одними из самых актуальных.

Высокая вероятность внесения в государственный кадастр недостоверных сведений о стоимости земельных участков затрагивает права и имущественные интересы их законных владельцев, поскольку значение кадастровой стоимости является основой для исчисления земельного налога и иных платежей за землю (ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, гл. 31 Налогового кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»).

В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, Пленум ВС РФ постановил дать соответствующие разъяснения, опубликованные 10 июля 2015 г.

Остановимся на отдельных положениях документа подробнее.

В пункте 1 постановления разъяснено, что государственный кадастр недвижимости (далее по тексту – ГКН) содержит сведения о результатах государственной кадастровой оценки земель. Такие сведения могут быть оспорены заявителем (административным истцом) по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а с 15 сентября 2015 г. – по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

В пунктах 2 – 5 документа разъяснены отдельные процессуальные вопросы рассмотрения споров о пересмотре кадастровой стоимости. В частности, обращено внимание, что такие требования не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей.

В пункте 6 постановления указано, что с требованием о пересмотре кадастровой стоимости могут обратиться не только собственники, но и бывшие собственники объекта недвижимости, участники долевой собственности, арендаторы недвижимого имущества, прокурор и иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В постановлении разъясняется, что поскольку государственная кадастровая оценка производится не реже, чем один раз в пять лет, заявление о кадастровой стоимости может быть подано не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (п. 8). Вместе с тем, в п. 14 постановления указано, что заинтересованные лица вправе обратиться с требованием о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, если на дату обращения такая стоимость подлежит применению.

В пункте 9, 10 постановления указано, что соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в соответствии со ст. 24.18 Закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательно только для юридических лиц.

Заявитель не вправе изменить требования, даже если в ходе рассмотрения спора утверждены результаты очередной кадастровой оценки (п. 16). Изменение кадастровой стоимости в период рассмотрения дела в суде апелляционной и кассационной инстанции не является основанием для прекращения производства по делу (п. 29).

В случае обращения участника долевой собственности суд пересматривает кадастровую стоимость в целом независимо от несогласия других собственников (п. 17).

В пунктах 21 – 23 постановления указано, что для разъяснения отдельных вопросов суд вправе привлечь к участию в деле специалиста, вызвать в качестве свидетеля оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку, а также назначить экспертизу.

Значительное внимание уделено вопросам применения кадастровой стоимости для целей налогообложения.

Так, пунктом 15 установлено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от внесения в кадастр результатов очередной кадастровой оценки, поскольку действующее налоговое законодательство предусматривает право заявителя пересмотреть налоговую базу с 1 числа налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Разъяснено, что для целей, не связанных с налогообложением результаты государственной кадастровой оценки действуют с момента вступления в силу нормативного правового акта об их утверждении, а для налогоплательщиков – во времени в  порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса РФ (п. 18).

В пункте 28 постановления указано, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется для вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки. Для иных целей, например, для арендной платы и выкупной цены, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов кадастровой оценки.

В постановлении отмечено, что поскольку налоги должны иметь экономическое основание, то суд вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (п. 24).

← К списку публикаций